contrast1.jpgcontrast2.jpg

ЛЬГОТЫ. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

Само слово «преференция» подразумевает под собой предоставление особых условий для пользования какими - либо «благами», т. е. своего рода приоритетное право. И, соответственно, на основе элементарных познаний в терминологии можно обобщенно сделать субъективный вывод, что «инвестиционные налоговые преференции» - это особые условия налогообложения при условии инвестирования в определенный приоритетный для государства экономический рынок.

С 1 января 2012 года норма об инвестиционных налоговых преференциях (далее - ИНП) регулируется непосредственно абзацем 4 раздела 4 Налогового кодекса (ст. 123-125 НК).

Субъекты ИНП

Право на применение преференций имеют только юридические лица РК, за исключением соответствующих одному или более чем одному из следующих условий (т.е. при выполнении хотя бы одного условия ИНП не применяется):

1) осуществление деятельности на территории специальных экономических зон согласно разделу 5 Налогового кодекса;

*указанная категория налогоплательщиков уже применяет особые льготы по КПН (сумма, исчисленного КПН уменьшается на 100 %), по земельному налогу, налогу на имущество, плате за пользование земельными участками (применяется коэффициент 0 к соответствующим ставкам и к среднегодовой стоимости объектов налогообложения).

2) производство и (или) реализация следующих подакцизных товаров, определенных подпунктами 1 - 4 статьи 279 Налогового кодекса:

1) все виды спирта;

2) алкогольная продукция;

3) табачные изделия;

*преференции направлены на развитие производственного сектора экономики, который в свою очередь призван повлечь за собой улучшение экономического и физического благосостояния граждан.

3) налогоплательщик применяет специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов, предусмотренный главой 63 Налогового кодекса.

* указанная категория налогоплательщиков уже применяет особую категорию льгот по КПН, НДС, социальному налогу, земельному налогу, плате за пользование земельными участками, налогу на имущество, налогу на транспортные средства (исчисленные в общеустановленном порядке налоги и плата подлежат уменьшению на 70 %).

Объекты ИНП

К объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории РК:

§ здания и сооружения производственного назначения,

§ машины и оборудование.

К зданиям производственного назначения относятся нежилые здания (части нежилых зданий), кроме:

§ торговых зданий (части таких зданий);

§ зданий культурно-развлекательного назначения (части таких зданий);

§ зданий гостиниц, ресторанов и других зданий для краткосрочного проживания, общественного питания (части таких зданий);

§ офисных зданий (части таких зданий);

§ гаражей для автомобилей (части таких зданий);

§ автостоянок (части таких зданий).

К сооружениям производственного назначения относятся сооружения, кроме следующих сооружений:

§ для спорта и мест отдыха,

§ культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения,

§ для административных целей,

§ для стоянки или парковки автомобилей.

В свою очередь, учитывая, что к объектам преференции относятся лишь впервые вводимые на территории РК в эксплуатацию активы, следует отметить, что первым вводом в эксплуатацию вновь возведенного на территории РК здания (части здания) является:

§ при строительстве путем заключения договора строительного подряда - передача объекта строительства застройщиком заказчику после подписания государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания);

§ в остальных случаях - подписание государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания).

При этом имеются условия применения ИНП для объектов преференций, согласно которым указанные объекты в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, должны соответствовать одновременно следующим условиям:

1) являться следующими активами (вид активов):

§ основными средствами, или

§ активами со сроком службы более одного года, произведенные и (или) полученные концессионером (правопреемником или юридическим лицом, специально созданным исключительно концессионером для реализации договора концессии) в рамках договора концессии, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса;

2) использоваться налогоплательщиком, применившим преференции, в деятельности, направленной на получение дохода;

3) не являться активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование;

4) не распределять между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам в налоговом учете;

5) не являться активами, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством РК об инвестициях.

* данная норма пятого пункта введена в действие с 1 января 2012г.

Согласно действующей редакции в целях казахстанского налогообложения ИНП заключаются в отнесении на вычеты:

§ стоимости объектов преференций и (или)

§ последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

Последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, при соответствии таких активов одновременно следующим условиям:

1) учитываются в бухгалтерском учете налогоплательщика в качестве основных средств в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) предназначены для использования в деятельности, направленной на получение дохода, в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию после осуществления реконструкции, модернизации;

3) временно выведены из эксплуатации на период осуществления реконструкции, модернизации;

4) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование;

5) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью.

Во избежание разночтений для целей применения преференций понятия «реконструкция», «модернизация» основного средства определяется как вид последующих расходов, результатами которых одновременно являются:

§ изменение, в том числе обновление, конструкции основного средства;

§ увеличение срока службы основного средства более чем на три года;

§ улучшение технических характеристик основного средства по сравнению с его техническими характеристиками на начало календарного месяца, в котором данное основное средство временно выведено из эксплуатации для осуществления реконструкции, модернизации.

Методы применения ИНП

Применение преференций осуществляется по одному из следующих методов:

1) методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию;

2) методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию.

Метод вычета после ввода объекта в эксплуатацию - заключается в отнесении на вычеты первоначальной стоимости объектов преференций равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации или единовременно в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию.

*в первоначальную стоимость объекта преференций, являющегося основным средством, включаются затраты, понесенные налогоплательщиком до дня ввода данного объекта в эксплуатацию.

К таким затратам относятся затраты на приобретение объекта, его производство, строительство, монтаж и установку, а также другие затраты, увеличивающие его стоимость в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме:

§ затрат (расходов), не подлежащих отнесению на вычеты в соответствии с Налоговым кодексом, в частности статьей 115 Налогового кодекса (безвозмездно переданное имущество, затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, по операциям с налогоплательщиком, признанными бездействующими налогоплательщиками, лжепредприятием и т. д.);

§ затрат (расходов), отнесенных на вычеты в соответствии с частью второй пункта 12 статьи 100 Налогового кодекса (относительно особенностей отнесения на вычеты сумм НДС плательщиками НДС);

§ затрат (расходов), по которым налогоплательщик имеет право на вычеты на основании пунктов 6 и 13 статьи 100 Налогового кодекса, а также статей 101-114 Налогового кодекса (в данном пункте имеются ввиду различные виды расходов):

a) «Присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки, за исключением подлежащих внесению (внесенные) в бюджет, кроме тех которые внесены по договорам о государственных закупках и т. д.»;

b) «Превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС, сложившееся на 1 января 2009 года по налогоплательщикам снятым с регистрационного учета по НДС…».

c) «Вычет сумм компенсаций при служебных командировках»;

d) «Вычет сумм представительских расходов»;

e) «Вычет по вознаграждению»;

f) «Вычет по выплаченным сомнительным обязательствам»;

g) «Вычет по сомнительным требованиям»;

h) «Вычет по отчислениям в резервные фонды»;

i) «Вычеты по расходам на ликвидацию последствий разработки месторождений и сумм отчислений в ликвидационные фонды»;

j) «Вычет по расходам на научно-исследовательские и научно-технические работы»;

k) «Вычет расходов по страховым премиям и взносам участников систем гарантирования»;

l) «Вычет расходов по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам»;

m) «Вычеты по расходам на геологическое изучение и подготовительные работы к добыче природных ресурсов и другие вычеты недропользователя»;

n) «Вычет по расходам недропользователя на обучение казахстанских кадров и развитие социальной сферы регионов»;

o) «Вычет превышения суммы отрицательной курсовой разницы над суммой положительной курсовой разницы»;

p) «Вычет налогов и других обязательных платежей в бюджет»;

§ амортизационных отчислений, исчисленная согласно статье 120 Налогового кодекса;

§ затрат (расходов), возникающих в бухгалтерском учете и не рассматриваемых как расход в целях налогообложения в соответствии с пунктом 15 статьи 100 Налогового кодекса (в качестве расхода в целях налогообложения не рассматривается расход, возникающий в бухгалтерском учете в связи с изменением стоимости активов и (или) обязательств при применении МСФО и законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме подлежащего выплате (выплаченного)).

Метод вычета до ввода объекта в эксплуатацию - заключается в отнесении на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования до ввода их в эксплуатацию в налоговом периоде, в котором фактически произведены такие затраты.

Учет объектов преференции

Учет объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования производится отдельно от фиксированных активов в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, по которым применены преференции. Кроме того, объекты преференций и последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования учитываются в разрезе каждого объекта, по которому применена преференция.

По истечении трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода объекта преференций в эксплуатацию, кроме объектов по которым преференции аннулированы, признается фиксированным активом при соответствии положениям пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса. При этом включается в соответствующий виду такого объекта стоимостный баланс группы (подгруппы) в порядке, предусмотренном статьями 117 и 118 Налогового кодекса.

При этом для удобства налогоплательщиков Постановлением Правительства РК от 9 ноября 2011 года № 1311 «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления», предусмотрена форма обязательного налогового регистра по применению инвестиционных налоговых преференций.

Образец формы:

п/п

Наименование объекта преференции (основного средства)

Дата ввода в

эксплуатацию основного средства (при его наличии)

Номер и дата

контракта
(при его

наличии)

Периоды, на которые

предоставлены преференции

Стоимость

объекта преференции (основного средства), и

(или) расходов на реконструкцию,
модернизацию,
подлежащие отнесению на вычеты

Стоимость

объекта

преференции

(основного

средства), и

(или) расходов на

реконструкцию,
модернизацию,

отнесенные на вычеты в налоговом

периоде

Остаточная

стоимость объекта

преференции (основного

средства), и (или)

расходов на реконструкцию,

модернизацию (графа 6 - графа 7)

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого (строка заполняется только по
итогу формы)

Прекращение ИНП

Преференции аннулируются с момента их применения и налогоплательщик обязан уменьшить вычеты на сумму преференций за каждый налоговый период, в котором они были применены, если в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, по которым применены преференции, в любом из следующих случаев:

1) налогоплательщиком допущено нарушение положений пунктов 2-4 статьи 123 Налогового кодекса (определение критериев объекта преференции по виду и по первичному введению объектов в РК, а также последующих расходов);

2) наступил случай, когда налогоплательщик, применивший преференции, или его правопреемник, в случае реорганизации такого налогоплательщика, соответствует любому из положений пункта 6 статьи 123 Налогового кодекса (1) налогообложение налогоплательщика осуществляется в соответствии с разделом 5 Налогового кодекса (налогоплательщик работает в СЭЗ, осуществляет производство и (или) реализацию подакцизных товаров, применяет специальный налоговый режим).

В свою очередь, активы, по которым преференции аннулированы, признаются фиксированными активами со дня их ввода в эксплуатацию при соответствии положениям пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса, и включаются в соответствующий виду такого актива стоимостный баланс группы (подгруппы) в порядке, предусмотренном статьями 117 и 118 Налогового кодекса.

При аннулировании преференций по последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса.

В целом хотелось бы отметить, что введение с 2009 года упрощенного порядка применения преференции, взамен ранее действующей процедуры по получению разрешительных документов с уполномоченного органа, является бесспорным аргументом в пользу действующей налоговой политики, направленной на создание достойного «бизнес климата» в стране.

Joomla templates by a4joomla
Яндекс.Метрика