contrast1.jpgcontrast2.jpg

Закон Республики Казахстан «О платежах и платежных системах»

Уважаемые налогоплательщики!

Управление государственных доходов по Турксибскому району г. Алматы сообщает, о принятых поправках в законодательные акты, в том числе в Налоговый кодекс в целях налогового контроля за поступлениями от иностранных источников и в рамках Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах».

Данный закон опубликован в официальных изданиях 10 августа текущего года.

Согласно Закону, изменения и дополнения вводятся в действие с 11 октября 2016 года.

Справочно:Под действие Закона попадают сделки с иностранным лицом, с суммой превышающей 10-кратное МРП.   

Дополнительно в реализацию Закона разрабатываются 4 НПА, которые регулируют порядок формы, сроки уведомления и сведений в налоговые органы о получении денег или иного имущества, о порядке ведения базы данных и налоговых регистров).

Статья 14 НК РК четко регулирует круг лиц попадающих под действие закона (не подпадают адвокаты, нотариусы, дошкольные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора и т.д.).

Внесены поправки в статьи 14, 20, 77, 557 и 627 Налогового кодекса, предусматривающие предоставление физическими и юридическими лицами, получающих финансирование из иностранных источников, отчетности в органы государственных доходов, а также составление налоговых регистров и ведение определенной базы данных.

В частности, физические и юридические лица, в течении 10 дней после заключения сделки, будут обязаны представлять уведомление, с обязательным заполнением данных о подлежащих получению денег и имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

 

Кроме того, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, физические и юридические лица должны будут представлять в органы государственных доходов сведения о получении и расходовании денег и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Отчетность возможно представить как в явочном порядке, так и в электронном виде, не выходя из дома.

Справочно: За не предоставление отчетности в сроки предусмотрена административная ответственность, уголовной ответственности нет.

Статья 460-1 За не уведомление – для физических лиц 50 МРП, для малых и некоммерческих организации 100 МРП, для средних 200 МРП, для крупных – 350 МРП

За представление недостоверных или заведомо ложных сведений - для физических лиц 100 МРП, для малых и некоммерческих организации 200 МРП, для средних 400 МРП, для крупных – 700 МРП;

При повторности указанных действий - для физических лиц 150 МРП, для малых и некоммерческих организации 250 МРП, для средних 450 МРП, для крупных – 1000 МРП;

Особо отметим, что эти изменения не затронут тех, кто ведет бизнес и предоставляет отчетность, они относятся только к 3-м видам деятельности ранее неурегулированным это:

- оказание юридической помощи

- изучение общественного мнения (за исключением проводимого в коммерческих целях)

- сбор, анализ и распространение информации.

По подсчетам органов государственных доходов, это затронет только 5% лиц, получающих средства из иностранных источников.

Также надо сказать, что реализуемые меры носят уведомительный характер и не ограничивают права налогоплательщиков, нацелены на создание прозрачной процедуры получения, расходования средств, а также исполнение международных обязательств.

Это не новшество, придуманное у нас, в мировой практике многие государства давно использует методы мониторинга движения средств, особенно поступающих с иностранных источников. К примеру, в США аналогичный закон принят в 1938 году, Евросоюз принял такие нормы в 2003 году, а Великобритания проводит уже более 160 лет (с 1853г.).

Все эти меры направлены в первую очередь на поддержания экономической безопасности и финансовой прозрачности в целом.

Сказав о финансовой прозрачности, я говорю в прямом смысле, то есть вся информация о получателях средств из иностранных источников, о лицах их предоставивших, сумме полученных средств и иные сведения будут размещаться на интернет портале Комитета государственных доходов. То есть о том, куда тратятся эти деньги, могут узнать каждый желающий.

Это особенно касается информации о статьях, финансированных за счет иностранных средств. При публикациях в СМИ также возникает новые обязательства: информация и материалы, публикуемые, распространяемые и (или) размещаемыми лицами, которые получают средства из иностранных источников, должны содержать сведения о заказчике, и то, что она реализуется за счет иностранных средств. Если в таких случаях не будет указываться источник финансирования, будут привлекаться к административной ответственности.

Справочно, статья 460-2

За нарушение порядка публикации материалов – предупреждение

При повторности - 25 МРП;

Все указанное необходимо, чтобы весь поток денежных средств, приходящих из заграницы, прослеживался: откуда приходят и куда тратятся.

Это в первую очередь будет основываться на данных, указанных в отчетах. То есть эти данные будут сопоставляться, анализироваться и проверятся.

И постепенно, будем формировать электронную базу данных о физических и юридических лицах, получающих иностранное финансирование.

Стоит отметить, что электронная база будет формироваться на основе уведомления и сведений, тогда как в других государствах такая база ведется под контролем с использованием законодательного принуждения.

В целом, дальнейшее совершенствование налогового администрирования направлено на мониторинг поступлений из иностранных источников и вышесказанное только одни из первых шагов.

В числе прочего, такое совершенствование требуется ввиду международных обязательств Казахстана.

Так, в 2014 году Казахстаном был ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, в соответствии с которой предусмотрен обмен информации по вопросам налогового администрирования, в том числе и по отдельным операциям.

Таким образом, мы должны быть готовы к тому, что любая из стран может направить запрос в Казахстан об операциях, совершенных иностранными физическими и юридическими лицами. И соответственно, мы можем направлять такие запросы в отношении наших граждан и организаций.

И одним из таких шагов является проведение легализации имущества.

Хочу напомнить, что 13 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон по вопросам легализации имущества, который определил новые подходы в процедурах ее осуществления:

- Кардинально упрощены процедуры легализации денег и имущества.

- Усилены дополнительные гарантий субъектам легализации.

После внесенных изменений в целом по Республике и по городу Алматы замечено значительное увеличение легализуемого имущества и чувствуется «оживленное» участия населения в акции по легализации.

Так, только по городу Алматы только за 2016 год легализовано в 10 раз больше денежных средств чем предыдущие год и 4 месяца.

Справочно:

Легализовано в 2014-2015 годах

Имущество на территории РК:                    

по РК- 42 857 заявлении на сумму 401,5 млрд.тенге.

по г.Алматы – 12 111 заявлении на сумму 196,7 млрд.тенге или 49% .

Имущество за пределами РК:         

по РК – 38 заявлении на сумму 1,0млрд.тенге

по г.Алматы – 12 заявлении на сумму 808 млн.тенге или 78%.

Деньги:                                            

по РК – 182 счетов на сумму 84,2млрд.тенге.

по г.Алматы - 116 счетов на сумму 75,3млрд.тенге или 90%.

Легализовано в 2016 году

Имущество на территории РК:      

по РК - 37 995 заявлении (декларации) на   сумму 376,5 млрд.тенге.

по г.Алматы – 5 225 заявлении на сумму 111,0млрд.тенге или 30%.

Имущество за пределами РК:        

по РК – 110 декл. на сумму 4,9млрд.тенге

по г.Алматы – 46 декларации на сумму 3,8 млрд.тенге или 77%.

Деньги:                                            

по РК – 2 581 декл. на сумму 1,3трлн.тенге.

по г.Алматы – 1 306 декларации на сумму 756,7 млрд.тенге или 58%.

Резюмирую, хочу сказать, что такие реформы станут основой решения проблем администрирования государственных доходов, в частности по контролю денежных средств, поступающих из иностранных денежных средств и создания эффективной системы работающей с минимальным вмешательством в бизнес-среду и обеспечивающей прозрачность процедур.

Заместитель руководителя УГД

по Турксибскому району

Калиев Алмат Серикович

 

 

Joomla templates by a4joomla
Яндекс.Метрика